Главная > Пресс-центр > Мероприятия > Анонс > История военно-морских парадов

История военно-морских парадов

Во времена Александра III 

5 мая 1885 года в Санкт-Петербурге был открыт Морской канал.

В церемонии принимали участие 104 корабля и судна, большое количество императорских яхт и катеров, а также: частные пароходы, яхты, катера, яхты императорских яхт-клубов.

 
А.К. Беггров. Открытие Морского канала в Санкт-Петербурге в 1885 году. (ЦВММ)

Корабли  и суда флота, принимавшие участие в церемонии открытия, были разделены на семь отрядов и выстроены от Гутуевской гавани до Большого Кронштадтского рейда.

7 июля 1888 года император Вильгельм II на императорской яхте «Гогенцоллерн» во главе эскадры боевых кораблей германского флота прибыл на Кронштадтский рейд.

Для торжественной встречи в парадном строю стояли корабли Балтийского флота, украшенные флагами рассвечивания.


А.К. Беггров. Встреча германского императора Вильгельма II на Большом Кронштадтском рейде. 7 июля 1888 года. (ЦВММ)

Кайзера на императорской яхте «Александрия» лично встречал император Александр III.

От борта «Александрии» к трапу яхты «Гогенцоллерн» подошел императорский катер, на котором Вильгельм II прибыл к Александру III.

Яхта «Александрия» снялась с якоря и по недавно открытому Морскому каналу направилась в Петербург в сопровождении императорских яхт «Стрельна»  и «Марево» со свитой на борту.


А.П. Боголюбов. Парад кораблей Балтийского флота по случаю прихода германской эскадры в 1888 году. (ЦВММ)

В июле 1891 года с официальным визитом в Россию прибыла эскадра кораблей французского флота под командованием контр-адмирала Жерве.

Для встречи французской эскадры Балтийский флот в количестве двух десятков вымпелов выстроился на Большом Кронштадтском рейде в линию.

Под гром салюта наций в 21 выстрел французская эскадра вошла на рейд и стала на якорь в линию против русских кораблей по назначенной диспозиции. 

_______________   

• Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи потребовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

Самый первый военный корабль был построен при царе Алексее Михайловиче, по проекту фламандского инженера Ван Буковена. Это был самый современный на тот момент корабль, получивший название "Орел", в честь изображенного орла на гербе империи. Его параметры были внушительными: в длину 25 метров, в ширину почти 7 метров, при осадке корабля в 1,5 метра. Вооружение судна также заставляло трепетать противников - по его сторонам размещалось 22 пушки. "Орел" стал лишь первой ласточкой в мощном российском флоте.

Петр Великий тоже был ярым поклонником развития судоходства и в своем указе так и написал: "Морским судам быть!". На территории России стало появляться огромное количество верфей, на которых создавались военные и гражданские суда различных классификаций. Такими темпами, к началу 18 века российский флот получил 40 парусных и 113 гребных судов. Первоочередная задача, поставленная Петром , была выполнена, нужно было следовать дальше. Петр понимал, что России требовался прямой выход на Балтику. В результате 20-летней войны со шведами, Россия получила выход к Балтийскому морю.

В августе 1714 года русский флот под командованием Петра 1 одержал свою первую победу. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море  выстраивать корабли и палить из всех пушек.